Каждый, кто хоть раз сталкивался с судоходной тематикой, задавался вопросом, как добиться чистоты днища. Например, на переходах из-за сильных обрастаний теряется скорость (почти до узла), потому владельцы судов, поднимая их на берег, стараются качественно обработать днище.
Раньше было довольно просто выбрать краску, но в последнее время, в связи с ужесточением экологического законодательства, было запрещено использование составов, содержащих олово, на судах из стеклопластика. Поэтому в последнее время используются краски на основе меди. Отличаются они только по содержанию токсина, которое может составлять от 20 до 75 процентов.
Первый вид красок – эродирующие. Представляют собой мягкие составы, работающие при обтекании днища судна потом воды. Их нужно постоянно обновлять, поскольку микроорганизмы смываются с поверхности вместе с частицами краски. Из-за смывания верхнего слоя количество токсинов на поверхности всегда остается высоким.
Второй вид – обычные (неэродирующие). Такие краски дают стойкое, гладкое покрытие. Токсины из них выделяются медленно, а поверхность краски со временем становится пористой. Этот вид покраски подходит тем, кому не нужна длительная защита, потому что время действия токсинов в составе ограничено. Зато такие составы подходят для быстроходных судов, с которых слишком быстро смывалась бы эродирующая краска.
По составу эти продукты могут быть разными. Самой первой основой, используемой для защиты от обрастания, стала канифоль. Получаемое при ее использовании покрытие разрешается шлифовать на мокрую для создания обтекаемой поверхности. Минусом данных красок являлся малый срок службы – менее одного года.
Самый длительный срок защиты обеспечивает полимерная или сополимерная основа. Такие краски могут быть как мягкими, так и полумягкими. Чтобы обеспечить постоянную токсичность, используется явление эрозии. Краски на основе эпоксида бывают твердыми или полутвердыми. Представители данного вида долгоиграющие и содержат высокий процент меди.
Одним из способов собственноручного улучшения эффективности красок является подмешивание в них антибиотика тетрациклина. Такая добавка позволяет до двух раз увеличить действие биоцида. Есть несколько фирм, продающих тетрациклиновые улучшители.
Главное правило – не допускать механической очистки обработанной поверхности. С твердыми красками данная процедура еще может быть полезна, если не переборщить с усилиями. А вот для мягких красок работа со щеткой губительна. Срок службы заметно снизится, и процесс эрозии будет проходить ударными темпами.
При нанесении краски нужно обратить внимание на совместимость старого состава и нового. Если они разные, есть риск отторжения слоев. Мягкие краски зачастую наносят поверх твердых, если поверхность хорошо зашлифована. Обратный вариант обычно неудачен – краска начинает отслаиваться. Составы на основе канифоли хорошо держатся на любой поверхности. Если есть сомнение в том, будет ли держаться новая краска на днище, лучше сошлифовать старый слой полностью.
На старых судах зачастую встречается толстый слой из многократно нанесенных красок. Обычно они держатся плохо, довольно хрупкие и откалываются кусками. Для избавления от этой проблемы лучше всего воспользоваться пескоструйной обработкой.
На большинстве верфей есть такая услуга, зачастую оборудование можно взять напрокат. Работа довольная простая, но нужно быть осторожным с гелькоутом, чтобы не сильно повредить его. Если все-таки избежать этого не вышло, дефекты нужно выровнять эпоксидной шпатлевкой.
Наносят краску обычно валиком, следя, чтобы она ложилась ровным, по возможности гладким слоем. Если толщина будет неравномерной, срок службы обработки окажется не одинаковым, что приведет к образованию пятен водорослей на днище. Труднодоступные места можно красить кистью.
Когда используется валик, нужно обязательно тщательно пропитывать его краской, которая должна постоянно перемешиваться для равномерного распределения действующего вещества.
И все-таки наилучшим, хотя и медленным способом получить равномерный и толстый слой является покраска кистью. В конце сезона всегда заметно различие в обработанной поверхности. Лучше всего сохраняется днище в тех местах, где его прокрашивали именно кистью.
Если судно используется только летом, а в холодное время года хранится на берегу, вполне хватает двух слоев краски. Во время длительного пребывания в теплых краях нужно нанести не менее трех слоев. А на особо смываемых участках наносят и четыре – пять.
Лучшая защита – комплексная, тем более если выполнять ее сразу после покупки. Первым этапом обработки становится эпоксидное покрытие в 5 слоев. После этого днище зачищается, и наносятся 2-3 слоя краски. По окончании сезона краска удаляется, а в начале следующего наносится новая.