Минувшее столетие ознаменовалось двумя мировыми войнами, которые унесли жизни миллионов людей, людей, которые не только гибли на фронтах, но и занимались тем, без чего эти войны не были бы выиграны — всяческого оружия. В данной статье речь пойдет об итальянском оружии, вернее — сверхмалой подводной лодке марки CB. В 30-е годы XX века в Италии стартовала сборка сверхмалых подлодок класса CA. Их тестирование показало все недостатки субмарин: из-за технических причин они являлись неустойчивыми и не могли привлекаться к патрулированию прибрежной территории страны. Два экземпляра CA по вердикту командования были отправлены на склад. Но, вместе с тем, итальянский флот все-равно требовал подложки сверхмалого типа для обороны и охраны прибрежных границ государства. Компания Caproni, сотрудники которой и разработали CA, теперь принялась за работу по созданию «собрата» выше упомянутой модели — сверхмалой подлодки CB. В новом этапе по сборке данного вида орудия авторы прошлого проекта учли минувший, не очень удачный опыт для создания уже улучшенной субмарины, созданной на базе CA, но со значительными доработками. В 1940 году итальянцы выпустили ряд сверхмалых подлодок, которые, согласно планам командования, могли предназначаться не только для защиты побережья, а и для непосредственных боевых действий в море.
Ведущей технической составляющей субмарины CB был ее дизельный мотор с мощностью в 90 лошадиных сил. Его генератор связывался с электромотором, силовая часть которого составляла 60 «лошадей», что в значительной мере сказывалось на работоспособности лодки. При своих агрегатах они могли разгоняться до 7,5 узлов, а резерв дизельного горючего позволял пройти на одной емкости батареи почти 450 морских миль, набрав наибольшую скорость. Работая над новой машиной, конструкторы не забыли также о ее покрытии. Корпус CB заметно отличался от своей минувшей аналогии своей крепостью и прочностью. По предположению конструкторов, большую часть времени субмарина должна была располагаться на меньших глубинах, дабы в нужный момент нанести ряд атак и вовремя всплыть для подзарядки аккумуляторов. Экипаж подводной машины CB насчитывал четыре матроса, тогда как в CA их было всего два, что, конечно, сказывалось на успешных действиях лодки. В новой модели два человека управляли ею и искали цели, третий руководил орудиями, а последний являлся мотористом. Такая перемена в числе матросов сказывалась и на потенциальном успехе в ведении боевых действий методом упрощения выполнения боевых заданий при помощи сокращения нагрузки на каждого подводника. Перед выходом в море каждый экипаж брал продуктов питания на 12 дней. Это позволяло, даже в случае попадания в аварию, продержаться, экономя пищу, как минимум две недели. После испытаний и одобрения начальством все выпущенные с заводов шесть подлодок CB вышли на свои первые боевые задания в Черное море для обороны порта Констанца в Румынии, и поиска советских подлодок. Это произошло в начале июне 1942 года, а уже спустя несколько дней одна из лодок потерпела полный крах. Ее засекли советские пилоты и разбомбили, после чего машина ушла на дно вместе с экипажем. После этого инцидента несли службу оставшиеся пять субмарин. Итальянцы решили не доставать шестую модель, так как попросту не имели для этого возможностей. На сегодняшнее время нет официальной информации того, сумели ли подлодки CB торпедировать удачно хоть одного из своих противников. Как утверждала итальянская сторона, в июне того же 1942 года субмарина под номером 2 произвела выстрел по своему подводному оппоненту из СССР, от чего тот якобы и утонул. Но советская модель Щ-208 «Щука», которую будто бы и сбили итальянцы, затонула только в августе этого года, об этом гласят официальные документы. По версии итальянцев, сверхмалая CB нанесли удар по вражеской лодке именно в июне.
К 1943 году конструкторы разработали еще ряд подобных подлодок, но капитуляция Италии не позволила ввести их в зону боевых действий. Часть машин, едва выпущенных с конвейера, забрали себе победители из числа союзников. Пять единиц, служивших в Констанце, были захвачены румынами, которые после отдали их Советам. Те, в свою очередь, утопили их, но вскоре интерес взял вверх над советскими учеными. Четыре модели были подняты и внимательно ими рассмотрены. В последний год Второй Мировой войны их окончательно ликвидировали по причине плохого состояния и отсутствия каких-либо перспектив. Одну их всеобщей массы остальных сверхмалых подлодок использовали во флоте Югославии до 1959 года, после чего была списана. Далее лодка прошла ремонт и отправилась туда, где находится по сей день — в техническом музее Загребе.